В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 278 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года «О недрах и недропользовании» Департамент недропользования Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан разработал Модельные контракты на разведку и добычу твердых полезных ископаемых (ТПИ) и общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ).
Недропользователь должен осуществлять свою деятельность, соблюдая требования, установленные законодательством Республики Казахстан к операциям по недропользованию, в том числе соблюдать санитарно-эпидемиологические требования и требования в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды.
Документами также предусмотрено обязательное условие для недропользователя при найме отдавать предпочтение казахстанским кадрам, обеспечить равные условия оплаты труда и подготовки для казахстанского персонала по отношению к привлеченному иностранному персоналу, включая персонал, занятый на подрядных работах.
Что касается участия в социально-экономическом развитии региона и финансировании научных исследований, в течение срока действия Контракта недропользователь обязан производить ежегодные отчисления на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры в бюджет соответствующего местного исполнительного органа и осуществлять финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ, оказываемых казахстанскими производителями товаров, работ и услуг, и (или) проектов участников инновационного кластера "Парк инновационных технологий" в размере не менее 1% от совокупного годового дохода по контрактной деятельности по итогам предыдущего года.
Ликвидация последствий недропользования осуществляется по возвращаемым частям контрактной территории (частям участка недр) досрочно, в ходе проведения разведки и при прекращении действия Контракта, за исключением той территории, на которую Недропользователю предоставляется право недропользования для добычи твердых полезных ископаемых. Финансирование работ, связанных с ликвидацией или консервацией, осуществляется за счет средств ликвидационного фонда, который недропользователь создает ликвидации последствий своих операций по Контракту. Если фактические затраты на ликвидацию последствий разведки превысят размер ликвидационного фонда, то недропользователь обязан осуществлять дополнительное финансирование ликвидации за свой счет. Если же они окажутся меньше размера ликвидационного фонда, то излишки денежных средств с согласия Компетентного органа могут быть использованы недропользователем по своему усмотрению.
В случае нарушения условий контракта, недропользователь несет ответственность в виде уплаты неустойки за неисполнение, ненадлежащее исполнение принятых им следующих обязательств. Споры подлежат разрешению в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В настоящее время проект НПА находится на стадии публичного обсуждения.